Главная » Обживая Вечность (Виктор Мартынов)
Обживая Вечность (Виктор Мартынов)
Весьма редко, но в изобразительной практике встречаются аномалии, когда не авторская воля и призвание определяют профессиональную биографию художника, а напротив творчество как таковое настоятельно подталкивает человека к открытию в самом себе особого таланта, обозначению новых горизонтов в искусстве. Именно подобным образом обстоит ситуация с произведениями современной московской художницы Елены Валеевой. Свой путь незаурядного и главное востребованного сегодня арт-креатора она начала с участия в качестве экспонента на замечательной выставке творческой молодежи Москвы конца 1980-х годов "Вне жанра". К тому времени ею было завершено высшее специальное образование на художественно-графическом факультете МГПИ и успешно защищен дипломный проект театрально-художественного свойства - серия постановочных объектов под общим названием экшен-инсталляция "Аленький цветочек". Выставка прошла осенью 1989 года и была организована инициативной группой неформалов (то есть не членов творческих союзов) как альтернатива модному тогда в перестроечной России направлению соц-арт или ангажированного политикой либо, идеологией изоискусства. Как явствует из девиза выставки: "Быть вне - это значит не зависеть..." (Ж - П. Сартр) - на ней были представлены работы нонконформистов и по профессиональным и по жизненным установкам осознающих себя не столько художниками или тем паче диссидентами, сколько жуирами, ищущими альтернативы скучной действительности. Уже в рамках данной экспозиции молодой автор программно обозначила неприятие стандартных способов достижения популярности и известности. Ранние произведения Елены Валеевой - это и в самом деле "овеществленные метаморфозы", вызывающие странные и смешанные чувства. Будучи по форме своего рода "репортажными зарисовками", фиксирующими мимолетные путевые впечатления от туристических поездок на Восток и в страны Северной Африки, такие музейные артефакты как: "Разговор о вечности" (1996 г.), "Солнечный ветер" (1998 г.), "Вино" (1997 г.) выполнены тем не менее в технике монументально-декоративного ткачества, требующие долгой и многотрудной студийной работы, высшей степени владения техноканоном, навыками древнеегипетской скульптоживописи в построении сакральных храмовых рельефов. У истоков собственного художества Елена Валеева усматривает стремление разрушить актуальность постигаемого, научить видеть нынешнее в отсветах прошлого. При этом она не реконструирует и не